ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики

LERC: local economics research center

e-mail: info@lerc.ru

Монографии, учебные и учебно-методические пособия, учебники

Инновационная экономика и человеческий капитал

 

 

Корчагин Ю.А., доктор физ.-мат. наук, профессор,

директор Центра исследований региональной экономики

 

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА,

 

ЧК И КРИМИНАЛ

 

Вступление

 

Президент РФ В.В. Путин сформулировал в своем публичном представлении 8.02.2008 г. новой стратегии страны две главные проблемы, которые предстоит решать России до 2020 г. Это - проблему создания инновационной экономии (ИЭ) и проблему развития человеческого капитала (ЧК), повышения его качества. Поставлена и задача повышения качества жизни населения, которая входит важнейшей составляющей в проблему развития ЧК.

Финляндия продемонстрировала миру успешный исторический рывок от сырьевой экономики к инновационной и конкурентоспособной экономике, к высоким технологиям. Но у Финляндии есть существенные отличия от России. Она занимает первые строки в мировых рейтингах по некоррумпированности своей бюрократии и общей низкой криминализации страны. И она на первое место поставила задачу ускоренного развития национального человеческого капитала путем реформации систем образования, науки, здравоохранения и т.д. И успешно ее решила. Экономика Финляндии занимает сейчас самые верхние места в мире по своей инновационности и конкурентоспособности.

Близкие задачи и цели заявлены и в новой стратегии РФ. Но у нас, к сожалению, ситуация с коррупцией и криминалом обратная.

Основным препятствием на пути создания инновационной и конкурентоспособной экономики и развития национального российского человеческого капитала - главного фактора созидания и развития - является криминализация страны, регионов, экономики, всех сфер российской жизни, включая уровень домохозяйств[1].

Личную безопасность граждан государство обеспечивает очень плохо. Даже достижения науки, НТП и высоких технологий трансформируются в инструменты совершения преступлений, например, в сфере интернета.

Среди множества проблем и проектов, требующих решения на федеральном и региональном уровнях, выделим три главные проблемы, три мегапроекта, представляющие собой один комплексный гегапроект,  охватывающий все частные проекты и программы:

1) мегапроект по декриминализации страны;

2) мегапроект по выходу на траекторию устойчивого роста уровня и качества национального человеческого капитала;

3) мегапроект создания эффективных национальной инновационной системы,  инновационной экономики или экономики знаний.

В целом – это один системный, комплексный, программно-целевой гегапроект по выводу страны или региона на стадию устойчивого роста качества жизни населения, развития гражданского общества и демократии, устранения глубокого раскола между населением и государством, духовного возрождения российского общества.

Наиболее сложной и первичной проблемой является задача декриминализация страны и общества. Данная проблема обострилась со времен СССР многократно, и без ее разрешения невозможно, в принципе, решить другие проблемы. И эта проблема включает не только снижение коррупции, но также проблему наркоманизации и алкоголизации населения, проблему «крышевания» и незаконных поборов,  криминализации бытовой жизни на уровне домохозяйств и т.д., проблему уклонения от налогов.

 

Инновационная экономика

 

Инновационная экономика – экономика, способная эффективно использовать любое полезное новшество (инновацию) для повышения эффективности производства, услуг, повышения конкурентоспособности продукции или получения иного дополнительного блага, например, экологического или социального. И инновация - не обязательно высокие технологии, это может быть вкусовая добавка в хлеб, которая делает его более приятным, полезным и повышает на него спрос.

У страны появились как будто свободные и значительные денежные ресурсы, как будто сложилась определенная стабильность с доходами от экспорта. Сложилась как будто и нормальная социальная обстановка в стране и регионах. Слово «как будто» использовано по причине надвигающего финансового кризиса, который в мире уже наступил. Но об этом позднее.

Из нескольких вариантов приоритетного развития отраслей и сфер экономики,  науки и техники в долгосрочном периоде федеральными властями, а вслед за ними и регионами, пока отдается предпочтение самому амбициозному варианту: развитию высоких технологий - нанотехнологий, информатики, биотехнологий и других направлений. Развитию современных систем ОПК и оружия, а также инфраструктуры страны и национального человеческого капитала.

Очевидно, что на все эти направления средств в стране недостаточно.

В материалах Минфина к заседанию правительства в конце января 2008г. отмечается, что консолидированный долг государства и частного сектора перед нерезидентами на 1.07.07 г. составил $384,4 млрд., а золотовалютные резервы на ту же дату - $405,8 млрд. С того времени госкомпании и госбанки продолжили активно занимать за рубежом. И внешний долг страны сейчас – это в основном долги госмонополий.

Как видим, одни только долги госмонополий и олигополий существенно понижают финансовую устойчивость страны. Они сопоставимы с резервами ЦБ. А на пролонгацию внешних долгов госмонополий иностранные банки в условиях мирового финансового кризиса соглашаются очень неохотно, требуют выплат долгов.

Основные задачи и цели инновационных стратегий и программ развития страны и регионов следующие.

1. Создание конкурентоспособного сектора исследований, инновационных разработок и условий для его расширенного воспроизводства.

2. Создание эффективной национальной и региональных инновационных систем.

3. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности.

4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.

5. Повышение качества жизни населения.

Подчеркнем, что эти концепции, стратегии и программы существуют уже около 10 лет. Пишутся новые концепции, не исполняются старые, а воз и ныне там. Доля инновационной продукции почти не растет и составляет лишь 5-7%.

Возникли и типичные для России препятствия по реализации и отбору даже сравнительно простых проектов: низкое качество проектов, коррумпированные чиновники, большая очередь за бюджетными деньгами, спешка при отборе проектов и пр. Недаром Президент В.В. Путин по поводу порядка формирования портфеля Инвестиционного фонда заявил недавно, что принцип "кто первый встал, того и тапки" для отбора инвестиционных проектов неприемлем.

Главным же препятствием для создания эффективной инновационной системы и экономики, для объективного отбора и реализации эффективных инвестиционных, инновационных и венчурных проектов стал сам уклад российской экономики – ее криминально-бюрократическое содержание.

Инновационная экономика – это экономика, базирующаяся на знаниях, гибкая и адаптированная к потребностям и сигналам рынка, и способная в короткие сроки превратить любое новшество, любую инновацию в полезное и конкурентоспособное свойство и качество старого товара или в новый конкурентоспособный товар (инновационный товар или продукцию).

Движущей силой конкурентоспособной инновационной экономики, базирующейся на современных знаниях и достижениях науки, является венчурный (рискованный) инновационный научно-технический и технологический бизнес.

Венчурный бизнес имеет особое значение в процессах создания эффективной и конкурентоспособной экономики. Высокие технологии  позволяют стране с «догоняющей экономикой» приблизиться в обозримом будущем по душевым доходам к развитым странам мира (если такая цель в стратегии развития поставлена). Миссию генераторов высоких технологий и выполняет венчурный инновационный технологический бизнес.

Страны, создавшие венчурный бизнес, использовали: 1) прямые государственные инвестиции в компании, 2) гос. инвестиции в частные венчурные фонды, 3) смешанное инвестирование.

В развивающихся странах с догоняющей экономикой использовалась вторая схема: создавался государственный фонд. Он осуществлял инвестиции в частные венчурные фонды. Последние осуществляли  инвестиции в венчурные проекты. Причем в качестве совладельцев в частные фонды за счет льготного финансирования привлекались венчурные предприниматели из передовых стран.

Особенностью венчурного бизнеса является очень высокий интеллектуальный и профессиональный уровень венчурных предпринимателей и менеджеров. Подобных профессионалов чрезвычайно сложно вырастить. Их знания и опыт лежат на пересечении фундаментальной и прикладной наук, инновационного менеджмента, знаний высокотехнологичных производств.

Другими словами: венчурный бизнес можно создать только на базе высококачественного человеческого капитала, причем желательно с приглашением учителей из  передовых в этой сфере  стран.

Для успешного развития венчурного  бизнеса необходимы:

- долгосрочная государственная инновационная политика  и конкретная программа софинансирования венчурного бизнеса;

- безопасная и благоприятная среда обитания и работы венчуристов;

- венчурные предприниматели (бизнес-ангелы), которые, как правило, вырастают из венчурных менеджеров;

- венчурные менеджеры;

- развитые фундаментальная и прикладная науки, способные производить открытия, изобретения и новшества для венчурного бизнеса;

- современная и развитая система образования;

- конкурентная среда в венчурном бизнесе.

Венчурная фирма в своем развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование компаниями - фондами посевного капитала - на самом раннем этапе) → старт → ранний рост → экспансия → IPO или продажа стратегическому инвестору.

Лидером в организации венчурного бизнеса являются США. Отсюда и их передовые позиции в новых технологиях. Селиконовая долина воспитала лучших венчурных предпринимателей и менеджеров в мире. Сама же предпринимательская и инвестиционная среда США предоставляет полную возможность для самореализации таких талантливых людей, как Билл Гейтс.

Основные волны развития венчурного бизнеса в США были следующие:

1) 1970 годы – полупроводники и биотехнологии (генная инженерия); 2) 1980 годы – персональные компьютеры; 3) 1990 годы – Интернет-бизнес.

Эксперты полагают, что следующими волнами развития венчурного бизнеса будут:

·                   технологии безопасности в широком смысле (личной, информационной, корпоративной, государственной и т.д.);

·                   нанотехнологии;

·                   биотехнологии.

Для России перспективными являются технологии безопасности. Во времена СССР были созданы конкурентоспособные заделы по этому направлению. По биотехнологиям, по моему мнению, все заделы, ноу-хау и идеи уже давно проданы за бесценок еще в 1990-х годах, в период смуты и безденежья ученых. В основном эти разработки ушли в США. По нанотехнологиям существенных практических разработок и не было, останавливались на теоретических работах да экспериментах. Не доводили до продукта.

В условиях открытой экономики страны и глобализации мировой экономики лучший национальный человеческий капитал и финансы перетекают в те страны и регионы, где им комфортнее, безопаснее и надежнее. Поэтому и вне конкуренции экономика США, куда стекаются лучшие умы мира. Группируется наиболее качественный, отобранный конкуренцией человеческий капитал.

Венчурный бизнес – бизнес по определению очень высокодоходный, поскольку весьма и весьма рискованный. Высокие доходы компенсируют венчурным капиталистам высокие риски бизнеса (вероятные и реальные потери денег). А у нас, где высокие доходы, там и криминал. Так что о проблемах российского венчура судите сами. Доходы в нем в России ниже, чем в других традиционных отраслях. И потому чахнет он еще на корню.

Опыт финансирования развития венчурного бизнеса странами с «догоняющей» экономикой (Япония, Сингапур, Финляндия, Израиль, Тайвань, Южная Корея) подтверждает, что государство с высокой степенью коррумпированности бюрократии является неэффективным прямым инвестором.

Смешанное или прямое государственное инвестиционное финансирование венчурных проектов оказалось достаточно эффективным в развитых странах со слабо коррумпированной бюрократией  (Финляндии, США).

Страны с догоняющими экономиками создают привлекательные условия для венчурных предпринимателей и менеджеров из США и других передовых стран. Так Израиль путем софинансирования частных фондов и принятия части рисков на государство сумел сравнительно быстро привлечь иностранных венчурных инвесторов и менеджеров и перенять их опыт.

Сингапур прошел иной путь. Инвестиции им делались в 1980-х годах в Селиконовую долину, прибыль там же реинвестировалась. Постепенно у сингапурцев сложились с американскими венчурными предпринимателями и менеджерами прочные связи. И венчурные предприниматели  пришли непосредственно в Сингапур к своим партнерам.

Как видим, появление национальных венчурных предпринимателей в развивающейся стране в сравнительно короткие сроки маловероятно. Их выращивают с помощью «учителей» из развитых стран.

Для создания и развития инновационной экономики (синонимы - постиндустриальная, информационная, информационно-инновационная, экономика знаний и др.) необходимы условия:

1) обеспечение безопасности бизнеса и населения, т.е. торжество закона;

2) социальная и политическая стабильность;

3) высокий уровень и качество человеческого капитала, соответствующего требованиям современной инновационной экономики;

4) привлекательный инвестиционный климат;

5) экономическая свобода и конкурентные рынки;

6) эффективная и креативная элита, осознающая реально необходимые и реально достижимые цели и задачи страны;

7) развивающееся гражданское общество и его конструктивная поддержка;

8) свободные ресурсы для реализации новых мегапроектов;

9) эффективный венчурный бизнес.

Для выполнения перечисленных выше условий создания эффективной национальной инновационной системы и инновационной экономики необходимо, опять же, решить главные проблемы: декриминализации страны и развития ЧК.

И если мы внимательно просмотрим пункты, необходимые для создания инновационной и венчурного бизнеса экономики, то убедимся, что ни один из них  пока не выполняется. И по той же причине - криминально-бюрократического уклада экономики. Деньги в стране есть, но они существенно растворяются в криминальной среде.

 

Человеческий капитал

 

Мы часто будем использовать понятие человеческого капитала, которое все шире входит, помимо экономической теории и практики, и в обыденную жизнь. Вошел он ключевым понятием и в доклад о стратегии развития страны Президента РФ. Отметим, что за создание и развитие теории человеческого капитала было присуждено две Нобелевские премии по экономике.

Когда-то воспитание, образование и фундаментальная наука считались затратным бременем экономики, затем понимание их важности как факторов развития экономики и общества изменилось. И образование, и наука, и ментальность как составляющие человеческого капитала, и сам ЧК стали главным фактором роста и развития современной экономики, общества и качества жизни. Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек. Сам же человеческий капитал определяет ныне основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. Причем долю, считаемую в рублях или долларах.

Национальное богатство включает совокупность накопленных физического, человеческого капиталов, а также природного капитала страны в стоимостной оценке. Причем человеческий капитал – первичен. Если имеются профессионалы и среда, где они могут успешно работать – немедленно в условиях глобальной экономики появляются деньги, а следом и физический капитал, т.е. средства производства. Ну а природный капитал – природные ресурсы - это от Бога, который ими Россию наделил в полной мере.

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательские способность и климат, информационное обеспечение, формирование элиты, безопасность и экономическую свободу, а также в культуру и искусство (рис.1). Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. ЧК – это не простое количество людей, работников простого труда, тех же гастарбайтеров. ЧК - это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, креативность и некоррумпированность элиты и т. д., и т.п.

 

Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапли­ваться в процессе инвестирования, но морально и материально изнашиваться.

Важнейшей составляющей ЧК является труд, его качество и производительность. Труд в России, к сожалению, был и остается традиционно низкого качества (т.е. продукция российских предприятий, за исключением сырья и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых рынках, производительность и интенсивность труда низки). Энергопотребление российской продукции вдвое выше, чем в странах с эффективными производствами. А производительность труда в несколько раз ниже, чем в развитых странах.

Рост экономики страны определяют факторы:

- потребительский спрос (покупательная способность населения);

- инвестиционный спрос – потребность экономики в инвестиционных товарах и продукции;

- чистый экспорт;

- наличие качественного человеческого капитала в достаточном количестве, в т.ч. в стоимостном определении.

Качественный человеческий капитал как основной фактор развития государства, общества и экономики должен обеспечивать оптимизацию этих показателей для обеспечения оптимальных темпов прироста ВВП.

Развитие человеческого капитала напрямую связано с ростом качества жизни населения и улучшения предпринимательского климата. В то же время рост качества жизни населения определяет потребительский спрос как фактор развития, а инвестиционный или предпринимательский климат определяют инвестиционный спрос.

Решение проблемы формирования ЧК высокого качества, соответствующего стандартам венчурного бизнеса и инновационной экономики, требует декриминализации российского общества и государства. И решение этих проблем должно быть системным и комплексным. Главная трудность проблемы декриминализации связана с отсутствием твердой и не криминализированной «точки опоры», той мощной организации, того слоя общества, которые способны эффективно руководить процессом декриминализации российского государства и осуществлять его на практике.

 



[1] Опубликовано: Воронеж: Время Ч. - № 6, 2008г.; Корчагин Ю.А. Современная экономика России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007; http://lerc.012345.ru

Яндекс цитирования Rambler's Top100