ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики

LERC: local economics research center

e-mail: info@lerc.ru

Монографии, учебные и учебно-методические пособия, учебники

Корчагин Ю.А. Перспективы и ограничители формирования эффективной инновационной экономики РФ, регионов и Воронежской области

Корчагин Ю.А., доктор физ.-мат. наук, профессор,

директор Центра исследований региональной экономики

 

ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧИТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ  РФ,

РЕГИОНОВ И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Возможен ли инновационный рывок в России?

 

Для формирования эффективной инновационной экономики необходимы:

- благоприятные среда и инвестиционный климат;

- высококачественные система образования и наука;

- качественный человеческий капитал (ЧК), отвечающий требованиям конкурентоспособного венчурного бизнеса и инновационной экономики;

- стабильное и опережающее финансирование со стороны государства и бизнеса.

На рис.1. приведены из проекта новой Стратегии РФ риски, проблемы и ограничения, которые мешают созданию инновационной экономики (Минэкономразвития). В числе этих проблем отсутствует главное препятствие на пути цивилизованного и эффективного развития  России – криминализация страны и ее экономики. Соответственно, без решения этой первичной проблемы инновационную экономику не создать. Отсутствует и проблема деградации науки – основного источника инноваций. Восстановление фундаментальной и прикладной науки - следующая по сложности проблема после проблем декриминализации и восстановления эффективности образования.

Президент Д. А. Медведев с первых дней своей работы поставил на первое место решение проблем коррупции, объективности судебной системы, преодоления правового нигилизма в стране. И без решения этих задач создание эффективной инновационной системы, экономики и ее региональных очагов невозможно.

Опыт по созданию инновационной экономики и высоких технологий в короткие исторические сроки перенимать есть у кого. Например, Финляндия продемонстрировала миру успешный исторический рывок от сырьевой экономики, связанной с переработкой леса, к инновационной и конкурентоспособной экономике, к высоким технологиям. Но у Финляндии есть существенные отличия от России. Она занимает первые строки в мировых рейтингах по некоррумпированности своей бюрократии и общей низкой криминализации страны. И она на первое место поставила задачу ускоренного развития национального человеческого капитала путем реформации систем образования, науки, здравоохранения и т.д. И успешно ее решила. Экономика Финляндии занимает сейчас самые верхние места в мире по своей инновационности и конкурентоспособности.

 

Рис. 1.  Ограничители формирования инновационной экономики в России

Источник: Минэкономразвития

 

Близкие задачи и цели заявлены и в новой стратегии РФ, в стратегиях субъектов РФ и, в частности, в стратегии Воронежской области до 2020г. Однако у нас, увы, ситуация с коррупцией и криминалом обратная финской, ирландской, сингапурской или китайской, где успешно созданы или создаются венчурный бизнес и инновационные экономики.

Основным препятствием на пути создания инновационной и конкурентоспособной экономики и развития национального российского человеческого капитала - главного фактора созидания и развития - является криминализация страны, регионов, экономики, всех сфер российской жизни, вплоть до уровня домохозяйств.

Личную безопасность граждан государство обеспечивает очень плохо. Даже достижения науки, научно-технического прогресса и высоких технологий трансформируются в инструменты совершения преступлений. Например, в сфере интернета. И это резко снижает конкурентоспособность России в сфере человеческого капитала. Лучшие умы уезжают из страны.

Среди множества проблем и проектов, требующих решения на федеральном и региональном уровнях, выделим три главные проблемы, три мегапроекта, представляющие собой один комплексный гегапроект,  охватывающий все частные проекты и программы:

1) мегапроект по декриминализации страны;

2) мегапроект по выходу на траекторию устойчивого роста уровня и качества национального человеческого капитала;

3) мегапроект создания эффективных национальной инновационной системы,  инновационной экономики или экономики знаний.

В целом – это один системный, комплексный, программно-целевой гегапроект по выводу страны или региона на стадию устойчивого роста качества жизни населения, развития гражданского общества и демократии, устранения глубокого раскола между населением и государством, духовного возрождения российского общества.

Наиболее сложной и первичной является задача декриминализация страны и общества. Криминализация со времен СССР обострилась многократно. Без ее разрешения в принципе невозможно решить другие проблемы. Речь тут – не только о снижении коррупции, но также о наркоманизации и алкоголизации населения, об орг. преступности, о «крышевании» и незаконных поборах,  о криминализации бытовой жизни на уровне домохозяйств и об уклонении от уплаты налогов.

 

Инновационная экономика

 

Из нескольких вариантов приоритетного развития отраслей и сфер экономики,  науки и техники в долгосрочном периоде федеральными властями РФ (вслед за ними и регионами) пока отдается предпочтение самому амбициозному: развитию высоких технологий - нанотехнологий, информатики, биотехнологий и других направлений. Плюс – развитию современных систем ОПК и оружия, а также инфраструктуры страны и национального человеческого капитала.

Очевидно, что на все эти направления средств в стране недостаточно.

Основные задачи и цели инновационных стратегий и программ развития страны и регионов следующие.

1. Создание конкурентоспособного сектора исследований, инновационных разработок и условий для его расширенного воспроизводства.

2. Создание эффективной национальной и региональных инновационных систем.

3. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности.

4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.

5. Повышение качества жизни населения.

Подчеркнем, что эти концепции, стратегии и программы существуют уже около 10 лет. Пишутся новые концепции, не исполняются старые. И доля инновационной продукции не растет по изложенным выше причинам, составляет меньше 5 %.

Возникли и типичные для России препятствия по реализации и отбору даже сравнительно простых проектов: низкое качество проектов, коррумпированные чиновники, большая очередь за бюджетными деньгами, спешка при отборе проектов и пр. Недаром В.В. Путин по поводу порядка формирования портфеля Инвестиционного фонда заявил, что принцип "кто первый встал, того и тапки" для отбора инвестиционных проектов неприемлем.

Движущей силой конкурентоспособной инновационной экономики, базирующейся на современных знаниях и достижениях науки, является венчурный (рискованный) инновационный научно-технический и технологический бизнес.

Венчурный бизнес имеет особое значение в процессах создания эффективной и конкурентоспособной экономики. Высокие технологии  позволяют стране с «догоняющей» экономикой приблизиться в обозримом будущем по душевым доходам к развитым странам мира (если такая цель в стратегии развития поставлена). Миссию генераторов высоких технологий и выполняет венчурный бизнес.

Венчурный бизнес можно создать только на базе высококачественного человеческого капитала, причем, как показывает мировой опыт, с приглашением «учителей» из  передовых в этой сфере  стран.

Венчурный бизнес – по определению очень высокодоходен, поскольку рискован. Высокие доходы компенсируют венчурным капиталистам высокие риски бизнеса. А у нас, где высокие доходы, там и криминал. Поэтому доходы в нем в России пока ниже, чем в других традиционных отраслях. И много ниже, чем в других странах.

Опыт финансирования развития венчурного бизнеса странами с «догоняющей» экономикой подтверждает, что государство с высокой степенью коррумпированности бюрократии является неэффективным прямым инвестором.

Смешанное или прямое государственное инвестиционное финансирование венчурных проектов оказалось достаточно эффективным в развитых странах со слабо коррумпированной бюрократией  (Финляндии, США).

Страны с «догоняющими» экономиками создают привлекательные условия для венчурных предпринимателей и менеджеров из США и других передовых стран.

Для создания и развития инновационной экономики необходимы условия:

1) обеспечение безопасности бизнеса и населения, т.е. торжество закона;

2) социальная и политическая стабильность;

3) высокий уровень и качество человеческого капитала, соответствующего требованиям современной инновационной экономики;

4) привлекательный инвестиционный климат;

5) экономическая свобода и конкурентные рынки;

6) эффективная элита;

7) свободные ресурсы для реализации новых проектов;

8) эффективный венчурный бизнес.

Для выполнения перечисленных выше условий необходимо опять же решить главные проблемы - декриминализации страны и развития ЧК.

И если мы внимательно просмотрим пункты, необходимые для создания инновационной и венчурного бизнеса экономики, то убедимся, что ни один из них пока не выполняется.

 

Человеческий капитал

 

Человеческий капитал – интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты и среду, обеспечивающие их эффективное и рациональное функционирование.

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, информационное обеспечение, формирование элиты, безопасность и экономическую свободу, а также в культуру и искусство (см. рис.1). Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. ЧК – не простое количество людей, работников простого труда. ЧК - это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, креативность и некоррумпированность элит.

 

Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапли­ваться в процессе инвестирования, но морально и материально изнашиваться.

В ЦИРЭ разработана методика оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал (аналог показателя рентабельности инвестиций). Результаты для стран приведены в табл. 1. Коэффициент трансформации инвестиций в ЧК России значительно ниже, нежели в развитых странах и ниже, чем в Китае и Индии. Соотношение коэффициентов трансформации хорошо коррелирует с соотношением производительностей труда.

 

Табл. 1. Коэффициент трансформации инвестиций в человеческий капитал и сопутствующие показатели и коэффициенты

Страна

Коэф. трансформации инвестиций в ЧК 

 

Коэф. ментальности относительно США, 

Коэф. качества ЧК

Коэффициент качества жизни, 2004

Коэф.

притока ЧК (оттока)

Коэф. синергетики

 

Индекс развития человеческого потенциала, 2006 г.

Коэф. эффективности

элиты

США

1.36

1

1.72

1

1,3

1,4

0.944

1

Великобритания

1.12

0.9

1.34

1

1,1

1,3

0.939

1

Германия

1.115

0.9

1.33

1

1,1

1,3

0.930

1

Япония

1.025

0.72

1.33

1

1

1,3

0.943

1

Китай

0.58

0.65

0.51

0.7

1

1,2

0.755

0,9

Индия

0.44

0.58

0.30

0.625

0,9

1,1

0.602

0,8

Россия

0.29

0.27

0.31

0.625

0,7

1.1

0.795

0,8

Эстония

0.7225

0.73

0.715

0.85

1

1.1

0.85

0.9

Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России. – Воронеж: ЦИРЭ, 2008. Адрес в интернете: http://lerc.012345.ru

 

 

Решение проблемы формирования ЧК высокого качества, соответствующего стандартам венчурного бизнеса и инновационной экономики, требует декриминализации российского общества и государства. И решение этих проблем должно быть системным и комплексным. Главная трудность тут связана с отсутствием твердой и не криминализированной «точки опоры», той мощной организации, того слоя общества, которые способны эффективно руководить процессом декриминализации российского государства и осуществлять его на практике.

 

Основные ограничители в процессах формирования

инновационной экономики в Воронежской области

 

В табл. 2. приведен коэффициент трансформации инвестиций в человеческий капитал для регионов страны. Значение этого показателя Воронежской обл. ниже, чем у соседей и значительно ниже, чем у ведущих по потенциалам развития регионов страны. Понижают эффективность инвестиций в человеческий капитал региона пониженное качество жизни, более низкое значение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), пониженный коэффициент качества человеческого капитала области.

 

Табл. 2. Коэффициент трансформации инвестиций в человеческий капитал

Страна

Коэф. трансформации инвестиций в ЧК, 

 

Коэф. ментальности

Коэф. качества ЧК

Коэффициент качества жизни

Коэф.

притока ЧК (оттока)

Коэф. синергетики

 

ИРЧП

Коэф. эффективности

элиты

Москва

0.41

0.3

0.52

0.7

0.8

1,2

0.864

0.9

Санкт-Петербург

0.33

0.3

0.35

0.7

0.6

1,2

0.779

0.9

Воронежская

0.22

0.2

0.24

0.6

0.7

1.1

0.746

0.7

Белгородская

0.25

0.24

0.26

0.65

0.7

1.1

0.772

0.7

Липецкая

0.26

0.24

0.27

0.65

0.7

1.1

0.779

0.7

Курская

0.24

0.24

0.24

0.6

0.7

1.1

0.741

0.7

Тамбовская

0.24

0.24

0.24

0.6

0.7

1.1

0.735

0.7

Ростовская

0.25

0.24

0.26

0.65

0.7

1.1

0.748

0.7

Новосибирская

0.31

0.3

0.32

0.65

0.6

1,2

0.749

0.9

Красноярский край

0.32

0.3

0.33

0.65

0,7

1,2

0.755

0.8

Россия

0.29

0.27

0.31

0.625

0,7

1.1

0.763

0.8

 

Основные ограничители развития качественного человеческого капитала Воронежской области и формирования эффективной

инновационной экономики

 

1.     Низкий ВВП на душу населения в сравнении с конкурентами.

2.     Пониженная эффективность элиты.

3.     Значительная доля отрицательного накопленного человеческого капитала.

4.     Снижение качества человеческого капитала из-за падения качества образования, науки, медицины, криминализации региона.

5.     Повышенная консервативность промышленной элиты и низкая ее креативность в части инноваций и внедрения рыночных механизмов управления.

6. Отток лучшего ЧК в другие регионы.

7. Отсутствие сильных позитивных идей и нехватка качественных трудовых ресурсов для развития промышленности региона.

8. Противоречия между старшим поколением руководителей области и новым поколением руководителей г. Воронежа, которые нанесли особенно ощутимый урон имиджу региона, его инвестиционной привлекательности.

9. Иллюзии по поводу интеллектуального первенства Воронежской обл. в сравнении с соседними областями.  Регион реально не обладал преимуществами в ЧК и интеллекте в новых рыночных условиях, в условиях свободной организации вузов, свободного перемещения специалистов, низкой бюджетной обеспеченности области. Накопленные отрицательные составляющие ЧК перевесили в новых условиях его положительные составляющие. Сильные специалисты и руководители свободно перемещались туда, где им было удобнее и выгоднее работать и жить. Поэтому отток специалистов, сильных работников и предпринимателей из области в другие регионы, а также уход специалистов в другие сферы, например, в торговлю, сильно снизили качество ЧК региона. При этом притока ЧК, притока свежих квалифицированных сил в область не происходило. В результате население г. Воронежа и области постоянно уменьшается, а качество его ЧК падает. Крупные предприятия города на порядки и в разы снизили выпуск продукции. А некоторые практически прекратили свое существование (ПО «Электроника», «ВЭЛТ», концерн «Энергия» и др.).

Для выхода региона из кризиса и создания очагов инновационной экономики необходимо:

- Формирование эффективной управленческой и бизнес элиты региона.

- Приток и формирование качественного человеческого капитала.

- Снижение коррупции, наркомании и преступности.

- Решение проблемы острейшей бюджетной недостаточности Воронежа (основного налогового донора и локомотива развития региона), возникшей в силу неверной межбюджетной политики администрации области и Минфина.

- Увеличение финансирования образования и его реформирование в направление снижения коррупционности и повышения качества.

- Разработка новой Стратегии развития Воронежской области до 2020 года, поскольку утвержденная Стратегия обладает такими недостатками, которые не позволяют ей служить главным направляющим документом долгосрочного развития региона.

Основное внимание в работе было уделено инновационной экономике по той причине, что без современных технологий, без инноваций невозможно создать конкурентоспособную экономику, излечиться, наконец, от голландской болезни – жизни на доходы от нефти и газа.

 

Список основной литературы

·         Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения (полная версия книги: Adobe AcrobatPDF 1 Mb)

·         Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал (полная версия книги: Adobe AcrobatPDF 1,2 Mb)

·         Корчагин Ю.А., Логунов В.Н. Проблемы развития экономики России и регионов, инвестиции, инновации. Воронеж: ЦИРЭ, 2008.

·         Корчагин Ю.А. Инновационная экономика, человеческий капитал и криминал

·         Корчагин Ю.А., Маличенко И.П.  Инвестиции: Теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

·         Корчагин Ю.А. Макро- и микропроцессы регионального развития

·         Корчагин Ю.А. Экономика России и регионов при переходе к рынку. Воронеж: ВЭПИ, 2002.

·         Корчагин Ю.А. Современная экономика России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

·         Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов-на-Дону: Феникс,  2006.

·         Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. Ростов-на-Дону: Феникс,  2006.

·         Корчагин Ю.А. Об остром бюджетном и финансовом кризисе в крупных городах РФ

·         Корчагин Ю.А. Выбор направления развития России и регионов. Воронеж: Время Ч. № 18. Сайт ЦИРЭ,

Яндекс цитирования Rambler's Top100