ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики

LERC: local economics research center

e-mail: info@lerc.ru

Монографии, учебные и учебно-методические пособия, учебники

Ю. А. Корчагин

РЕГИОНАЛЬНАЯ

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

ВОРОНЕЖ - 2005

УДК 336.14:353 (470)

ББК 65.261.3 (2Рос)

К72

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор И. П. Богомолова

Кафедра финансов и кредита ВЭПИ

К 72 Корчагин Ю.А.

Региональная финансовая политика: – Воронеж: ЦИРЭ, 2005.– 196с.

ISBN 5-87162-039 -6

Приводятся основные положения современной теории и практики региональной финансовой политики. Рассматриваются различные модели роста и развития регионов. Рассмотрены региональные бюджетная политика, инвестиционная политика, политика заимствований, социальная политика, налоговая политика, финансовая промышленная политика, включая инновационную и венчурную политику, политика поддержки и финансирования малого бизнеса, региональная политика на финансовых рынках (банковском рынке, рынке ценных бумаг, страховом рынке).

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, аналитиков, а также работников финансово-экономических служб предприятий и организаций.

Корчагин Ю. А., 2005

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ

ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие региона и региональной политики

В экономической литературе не существует четкого понятия региона. Под регионом, как правило, понимают:

1. субъекты РФ (всего 88: 21 республика, 49 областей, 9 автономных округов, 1 автономная область и 2 города федерального подчинения – Москва и Санкт-Петербург);

2. крупные естественные экономические регионы (всего – 11: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный);

Таблица 1.1.1. Крупные экономические регионы, население

Крупные экономические регионы (округа)

Год

1979г.

1996 г.

млн. чел.

%

млн. чел.

%

Россия

137,6

100

147,5

100

Северный

5,6

4,1

5,8

3,9

Северо-Западный

7,7

5,6

8

5,4

Центральный

28,9

21

29,8

20,2

Волго-Вятский

8,3

6

8,4

5,7

Центрально-Черноземный

7,8

5,7

7,8

5,4

Поволжский

15,5

11,3

16,9

11,5

Северо-Кавказский

15,5

11,3

17,8

12,1

Уральский

19,4

14,1

20,4

13,8

Западно-Сибирский

13

9,4

15,1

10,2

Восточно-Сибирский

8,2

6

9,1

6,2

Дальневосточный

6,8

4,9

7,4

5

3. федеральные округа (7 округов - Центральный, Северо-западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

4. территориально и экономически связанные территории разных стран;

5. территориально и экономически связанные страны.

Термин «регион» имеет латинское происхож­дение — «regio», что означает область, местность, страна, то есть определенная территория. Очевидно, что все приведенные выше территориальные образования отвечают исходному сущностному понятию региона.

Мы будем рассматривать регион как существенную экономическую территориальную составляющую страны. Поэтому под регионом будем понимать экономически единую территорию, т.е. субъекты РФ и крупные экономически сильно связанные территории.

Однозначного определения термина «региональная политика» пока также не существует в литературе. Кузнецова О. вполне логично определяет региональную политику как синоним термина «государственное регулирование экономического развития регионов» 1.

Федеральный центр – это президент и его администрация, федеральное правительство, Банк России и Федеральное собрание.Под регионами здесь и далее понимаются субъекты РФ.

1.2. Задачи финансовой политики РФ на современном этапе

Государственная финансовая политика - это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, финансовому обеспечению выполнению социально-экономических программ страны и регионов, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения. 2

1 Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // ВЭ. – 2002 .- №4.

2 Финансы / под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект. – 2004. – С.: 23.

1.2.1. Макроэкономические условия повышения

эффективности экономики РФ

Макроэкономические условия повышения эффективности экономики определяются, прежде всего, кредитно-денежной, налогово-бюджетной политикой, а также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монопо­лий.

1. Важнейшим элементом, создающим предпосылки для продолжения институци­ональных реформ, является проведение стабильной кредитно-денежной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение ин­фляции при одновременном создании бла­гоприятных условий для осуществления инвестиций в российскую экономику, ус­пешного функционирования отечествен­ных предприятий.

2. Налоговая реформа и бюджетная сба­лансированность — одни из ключевых эле­ментов экономической политики, направ­ленной на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста.

Сложившаяся налоговая Система в це­лом выполняет свою главную функцию обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами, но в то же время не способствует в достаточной мере дивер­сификации экономики.

Благоприятный налоговый режим не может полностью нивелировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособ­ность российской экономики (технологиче­скую отсталость, низкое качество государ­ственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный деловой климат). В то же время указанный режим должен внести вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, увеличив тем са­мым инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской эконо­мики.

3. Ускорение темпов экономического роста в России требует дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства. В условиях подъема экономики и увеличения поступлений в консолидированный бюджет темпы увели­чения непроцентных бюджетных расходов не должны превышать темпы экономиче­ского роста.

4. Необходимо продолжение бюджетной реформы, обеспечивающей оптимизацию государственных обязательств, повыше­ние результативности и эффективности бюджетных расходов на основе совершен­ствования форм и процедур их финансиро­вания. Требуется обеспечить устойчивость бюджетной системы в условиях высокой зависимости от внешнеэкономических факторов, а также прозрачность процедур планирования, осуществления и оценки результатов бюджетных расходов.

Одним из важнейших условий разви­тия предпринимательства является пред­сказуемость политики государства по регу­лированию цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которая должна быть ориентирована на снижение энергоемкости экономики, привлечение инвестиций в инфраструктурные отрасли на принципах конкуренции, недопущение необоснованного роста издержек.

1.2.2. Денежно-кредитная политика

Главной целью денежно-кредитной по­литики в ближайшие три года является сни­жение инфляции без ущерба для устойчи­вости экономического роста.

Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 15 % в 2002 году до 5,5— 7 % в 2006 году.

Снижение инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государ­ственного контроля за проводимыми струк­турными преобразованиями (в том числе тарифной политикой в сфере естествен­ных монополий).

Динамика обменного курса рубля бу­дет определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направ­ленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса периоды темпы роста реального курса рубля не превышали рос­та производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило значительной де­вальвации рубля.

Кроме того, необходимо принятие сле­дующих мер:

- создание условий для полной конвер­тируемости рубля;

- сочетание контроля за исполнением основных параметров денежной програм­мы с более активным управлением ликвидностью банковской системы на основе раз­вития инструментов денежно-кредитного регулирования;

- постепенный переход к более активно­му использованию процентной политики для обеспечения макроэкономической ста­бильности;

- реализация денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего валютного курса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля фундаментальным экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны на необходимом уровне;

- сглаживание неоправданно резких ко­лебаний обменного курса на внутреннем валютном рынке.

1.2.3. Налоговая политика

Приоритетом налоговой политики в среднесрочной перспективе должна стать разработка законодательных норм, напра­вленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оп­тимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Планируется повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стои­мостью и средние ставки единого социаль­ного налога, а также, сделать эффективным налоговое администрирование и од­новременно снизить административную нагрузку налогоплательщиков.

1.2.4. Бюджетная политика

Основными целями бюджетной рефор­мы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на эконо­мику, повышение благосостояния населе­ния.

Для достижения этих целей необходи­мо принятие следующих мер:

- закрепление доходных и разграниче­ние расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе;

- формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

- выработка критериев эффективности бюджетных расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

- завершение процесса перевода регио­нальных и муниципальных бюджетов на ка­значейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюд­жетов;

- создание действенного механизма для перевода средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответ­ствующих уровней;

- отмена законодательных решений, фи­нансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих до­ходных ограничений;

- ограничение роста непроцентных рас­ходов;

- оптимизация сети бюджетных учреж­дений исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач;

- обеспечение контроля со стороны глав­ных распорядителей средств федерально­го бюджета за обязательствами находя­щихся в их ведении организаций и учреж­дений.

Для снижения зависимости экономики и федерального бюджета от внешнеэконо­мической конъюнктуры в федеральном бюджете создан ста­билизационный фонд за счет накопления дополнительных доходов бюджета, связан­ных с благоприятной мировой ситуацией на рынке нефти. Создание стабилизацион­ного фонда обеспечивает выполне­ние государственных обязательств незави­симо от мировой конъюнктуры на товары сырьевого экспорта. Механизм формиро­вания и расходования стабилизационного фонда определен в законодательном порядке.

1.3. Цели и задачи региональной экономической и

финансовой политики

Государственная региональная финансовая политика - это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению социально-экономических программ региона, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения.

Государственная региональная финансовая политика является частью общей государственной финансовой политики.

Перед регионами стоит часть тех же задач, что и перед федеральными властями в рамках принятой общефедеральной концепции развития экономики страны. Причем экономическая политика региона неразрывно связана с его финансовой политикой. Финансовая политика региона является базой осуществления его экономической политики.

Экономическая наука и экономическая политика, основанная на ней, преследует следующие основные важнейшие цели для любой развивающейся страны:

- рост валового регионального продукта на душу населения;

- рост качества жизни населения;

- экономическую эффективность производств и всемерное ее повышение;

- рост уровня и качества человеческого капитала, в т.ч. за счет его государственного финансирования;

- торжество закона и стабильные и равные правила для экономических агентов;

- низкую инфляцию и стабильные цены;

- привлечение инвестиций в регион за счет повышения инвестиционного и предпринимательского климата;

- финансовую устойчивость региона;

- бюджетную обеспеченность региона;

- оптимальные межбюджетные отношения;

- снижение безработицы;

- рост доходов населения;

- социальную защищенность населения.

Экономическая эффективность производств и рост инвестиций являются основой роста ВРП на душу населения. Рост ВРП обеспечивает рост качества жизни населения. Финансовые вложения в рост человеческого капитала обеспечивают повышенную отдачу экономики и перспективы создания постиндустриальной экономики, а также новой экономики. Финансовая поддержка программ развития региона, малого и среднего бизнеса, инновационного и венчурного бизнеса, финансирование социальной сферы, финансирование развития инфраструктуры региона обеспечивают настоящую и будущую конкурентоспособность региона, его устойчивое развитие.

Финансовая политика региона должна базироваться на основополагающих среднесрочных и долгосрочных федеральных Концепциях и Программах развития.

Она направлена:

- на повышение инвестиционной привлекательности региона в части снижения финансовых рисков и повышения финансового потенциала области;

- на развитие финансовых рынков региона, в том числе кредитного рынка, рынка ценных бумаг, страхового рынка;

- на реализацию сбалансированных консолидированного регионального и муниципальных бюджетов;

- на финансовое обеспечение выполнения программ развития области и программ развития муниципальных образований;

- на повышение финансовой самообеспеченности региона;

- на выполнение финансовых обязательств региона.

Финансовое долгосрочное планирование региона базируется:

- на долгосрочной программе развития страны;

- на Концепции, стратегиях и программах развития региона;

- на прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона;

- на прогнозировании налоговой политики на всех уровнях;

- на прогнозировании развития межбюджетных отношений и динамики будущих трансфертов;

- на прогнозировании расходов консолидированного бюджета региона;

- на прогнозировании долгосрочных заимствований;

- на прогнозировании инвестиций в регион.

Финансовая стратегия региона строится на базе эффективного использования собственных средств, заимствований и трансфертов из федерального бюджета. Главной целью стратегии является обеспечение роста качества жизни населения, а также выход на финансовое самообеспечение.

Таким образом, финансовая политика региона является базой осуществления его экономической политики и основой повышения качества жизни населения – главной цели любой государственной политики.

Основной целью финансовой региональной политики является финансовое обеспечение выполнения текущих государственных и муниципальных обязательств и задач региона в сочетании с финансовым обеспечением среднесрочных и долгосрочных программ развития региона.

Таким образом, региональная финансовая политика многогранна и включает:

- бюджетную политику;

- инвестиционную политику;

- политику заимствований;

- социальную политику;

- налоговую политику;

- финансовую промышленную политику;

- политику поддержки и финансирования малого бизнеса;

- региональную политику на финансовых рынках (банковском рынке, рынке ценных бумаг, страховом рынке);

- политику финансирования сельского хозяйства;

- политику финансовой поддержки инновационных проектов.

Финансовую региональную политику можно разделить на:

- краткосрочную (годовые бюджеты);

- среднесрочную (3-5 лет);

- долгосрочную (обычно на 7-10 лет).

Общая финансовая политика региона должна быть направлена на сочетание финансового обеспечения выполнения текущих задач и программ региона, выполнения среднесрочных и долгосрочных программ развития, на повышение финансовой самообеспеченности региона, на развитие финансовых рынков. На улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. На выполнение всех финансовых обязательств региона.

Финансовое прогнозирование и планирование является составляющей общих программ (планов) развития экономики региона. Различают долгосрочное, среднесрочное и ежегодное финансовое планирование (составление и утверждение ежегодного бюджета).

Долгосрочное финансовое планирование базируется на прогнозировании территориальных доходов и расходов субъекта РФ на срок 5-10 лет.

Финансовое долгосрочное планирование базируется:

•  на долгосрочной программе развития страны;

•  на прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона;

•  на прогнозировании налоговой политики на всех уровнях;

•  на прогнозировании развития межбюджетных отношений и динамики будущих трансфертов;

•  на долгосрочных программах экономического развития региона;

•  на прогнозировании расходов консолидированного бюджета региона;

•  на прогнозировании долгосрочных заимствований;

•  на прогнозировании инвестиций в регион.

Среднесрочное финансовое планирование базируется на прогнозировании территориальных доходов и расходов субъекта РФ на срок до 3-5 лет. Базовые принципы среднесрочного планирования те же, что и для долгосрочного планирования.

На современном этапе в регионах наметились следующие тенденции:

•  усиление власти в стране;

•  усиление регулирования развития экономики в регионах со стороны Федерального Центра (ФЦ) с помощью трансфертов и иных реальных финансовых инструментов;

•  повышение инвестиционного рейтинга России, регионов, российских корпораций и банков ведущими международными агентствами;

•  повышение инвестиционных рейтингов регионов-доноров ведущими международными агентствами;

•  относительно высокие темпы прироста ВВП в 1999-2004гг. на уровне страны в основном за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на сырье на мировых рынках;

•  медленные темпы диверсификации (реструктуризации) экономики;

•  продолжающийся отток капитала из страны;

•  продолжающийся отток «мозгов» из страны;

•  усиление вертикального регулирования экономики, включая внеэкономические методы, в регионах;

•  усиление противоречий в межбюджетных отношениях на уровнях субъект РФ – экономически сильное (донор) муниципальное образование (мо) и мо – экономически сильные города и крупные поселки, входящие в мо;

•  усиление криминализации экономики регионов.

Перед страной по-прежнему стоит проблема диверсификации экономики и создание эффективных современных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичных производств). И дилемма: решать эту проблему традиционным методом – с помощью вертикального государственного управления, включая прямые государственные инвестиции в производства, льготы, сильную роль бюрократии в экономике. Или продолжать политику использования, главным образом, горизонтальных мер, которые направлены на создание привлекательного инвестиционного климата в стране и регионах. Однозначного ответа для России здесь пока нет.

Подчеркнем, что одной из главных задач региона является выполнение государственных региональных социальных обязательств.

1.4. Структура финансов региона и их роль в финансовой

системе общества

Финансы региона включают:

- федеральные государственные финансы (финансы федеральных региональных органов, фондов и предприятий федерального подчинения);

- региональные государственные финансы (финансы субъекта РФ);

- муниципальные финансы (финансы мо);

- финансы предприятий;

- финансы кредитных организаций;

- финансы домохозяйств (финансы населения);

- финансы международных организаций.

Региональные финансы являются необходимым элементом государственной финансовой системы и охватывают совокупность финансовых отношений, субъектом управления которыми выступают государственные органы регионального управления.

В РФ к региональным финансам принято относить финансы субъектов РФ, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти. По мере развития тенденции к увеличению уровня финансовой самостоятельности регионов в условиях рыночной экономики роль региональных финансов постоянно возрастает.

Правовой основой функционирования региональных финансов выступают Законы РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, региональные законы и нормативные акты.

Территориальные федеральные финансовые органы непосредственно подчинены:

• по линии административной подчиненности - региональным и муниципальным органам исполнительной власти.

• по линии технической (функциональной) подчиненности - аналогичным финансовым органам вышестоящего уровня.

Финансовые фонды региональных уровней:

• территориальные бюджеты соответствующих уровней (от бюджета субъекта Федерации до сельского бюджета);

• территориальные внебюджетные фонды как экономического, так и социального назначения, создаваемые по решению соответствующих органов представительной власти (от Законодательного Собрания субъекта Федерации до муниципального совета);

• финансовые фонды унитарных предприятий, находящихся в собственности конкретных территориальных органов власти;

• финансовые фонды бюджетных организаций территориального подчинения.

Нормативно-правовая база региональных финансов, включает в себя:

• элементы федерального финансового законодательства, специально регламентирующие финансовые отношения на уровне регионов;

• собственные законы и нормативные акты, принятые непосредственно территориальными государственными органами представительной и исполнительной масти (не должны входить в прямое противоречие с федеральным финансовым законодательством).

Классификация доходов территориальных финансовых фондов следующая.

А) Собственные или закрепленные доходы (средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в фиксированной доле поступающие в его финансовые фонды):

- местные налоги и сборы (налог на рекламу, сбор за право торговли, дорожный налог, сборы ГИБДД и т.п.);

• налог на имущество (организаций и физических лиц), а также на дарение;

• доходы от приватизации собственности, принадлежащей субъектам Федерации и муниципальным образованиям;

• земельный налог;

• обязательные отчисления во внебюджетные и отраслевые фонды;

• платежи за пользование недрами и природными ресурсами.

Б) Регулирующие доходы (совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов в нижестоящие с целью регулирования их доходов):

• отчисления от федеральных и региональных налогов, остающиеся в территориальных бюджетах (НДС, акцизов, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц);

• дотации и субвенции из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов;

• трансферты Федерального фонда финансовой поддержки регионов.

Классификация расходов территориальных бюджетов (ранжированные по удельному весу):

• жилищно-коммунальное хозяйство (традиционно наиболее значимая статья);

• образование и подготовка кадров;

• здравоохранение, физическая культура, спорт;

• социальное обеспечение;

• управление;

• транспорт, дорожное хозяйство, связь;

• культура и искусство;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• правоохранительная деятельность;

• промышленность, энергетика и строительство.

1.5. Органы управления финансовой системой страны

Финансовые учреждения - органы исполнительной власти различного уровня, законодательно наделенные полномочиями по управлению, регулированию и контролю конкретных сфер и звеньев финансовой системы общества и самого государства. Структура этих учреждений отражена схемой 1.5.1.

Управление государственными финансами - процесс реализации финансовой политики государства, направленной на реализацию стратегической цели и прикладных задач функционирования его финансовой системы.

Основные методические требования к организации управления:

•  обеспечение относительного баланса финансовых интересов государства, юридических и физических лиц (главное требование);

•  наличие развитой правовой защиты объектов государственного управления и регулирования;

•  многовариантный характер воздействия на объект управления;

•  четкое распределение полномочий по уровням управления в рамках системы.

Особенности управления государственными финансами в условиях переходной экономики:

•  сохранение присущей плановой экономике тенденции к максимальной степени централизации финансовых ресурсов государства на федеральном уровне;

•  систематическое нарушение баланса финансовых интересов участников финансовой системы общества, в целом, в пользу государства;

•  отсутствие эффективной правовой защиты финансовых интересов объектов управления при нарушении их прав государственными органами (особенно на территориальном уровне);

•  бюджетные противоречия между законодательной и исполнительной властью, с одной стороны, и между отдельными уровнями исполнительной власти, с другой.

Президент РФ

Счетная

Палата ←

Федеральное собрание РФ

Банк России (ЦБ) (независим)

↓ 

Правительство

↓ 

Федеральные внебюджетные фонды

Министерство по налогам и сборам

Минфин ↓↓

Государственный таможенный комитет

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)

Департамент федерального казначейства

←←→→ 

Департамент по надзору за страховой деятельностью

Банк России и его региональные управления, РКЦ

↓ 

Коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды, лизинговые и

прочие кредитные институты

Страховые компании, негосударственные пенсионные фонды

↑ ↓

Финансовые (эк.) инструменты ↑ ↓ Финансовые (эк.) инструменты

ЦБ Минфин ФСФР

Финансовые (эк.) инструменты ↑ ↓ Финансовые (эк.) инструменты

↑ ↓

Финансовый рынок

Биржи, брокеры, дилеры, консультанты

Схема 1.5.1. Органы управления финансами государства

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Дайте понятие региона.

2. Определите сущность региональной политики.

3. Назовите основные задачи финансовой политики РФ на современном этапе.

4. Назовите составляющие денежно-кредитной политики РФ, определяющие развитие экономики регионов

5. Какова роль налоговой политики для экономик регионов ?

6. Каковы приоритеты налоговой политики РФ в среднесрочной перспективе?

7. Каковы основные цели бюджетной рефор­мы в РФ на среднесрочный период?

8. Назовите основные меры, необходимые для реализации этих целей.

9. Перечислите макроэкономические условия повышения эффективности экономики РФ.

10. Назовите структуру финансов региона и их роль в его финансовой системе.

11. Назовите цели и задачи региональной экономической и финансовой политики.

2. ТЕОРИИ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

2.1. Классические теории роста и развития регионов

Под ростом экономики региона понимают увеличение валового ВРП или ВРП на душу населения.

Под развитием региона понимают в первую очередь рост качества жизни населения. Это понятие включает рост экономики (ВРП), рост ВРП на душу населения, рост доходов населения, развитие социальной сферы, развитие инфраструктуры, рост уровня и качества человеческого капитала.

Очевидно, что рост ВРП является определяющим детерминантом развития региона. Без роста экономики невозможно развитие региона за счет собственных ресурсов.

Главной целью государственного регулирования экономики является развитие региона. П. Самуэльсон писал, что простой количественный рост производства дает благо только при соответствующей общей и социальной политике властей, направленной на повышение уровня и качества жизни населения. Например, в милитаризованной экономике все достижения экономического роста могут тратиться на военные цели, а не на повышение качества жизни населения. В целом, развитие региона в рыночной экономике может осуществляться за счет роста собственных доходов региона, за счет внешних дотаций, субсидий и субвенций.

Поскольку рост экономики определяет развитие региона и поддается количественным оценкам, он и служит основным параметром для оценок развития регионов.

Существует два основных подхода в теории роста региональных экономик:

•  перенос на регионы моделей роста экономик стран;

•  подход, основанный на анализе поведения фирм, определяющих рост экономики региона (теории размещения, базирующиеся на анализе причин выбора фирмами данного региона).

Основные научные школы в области региональной экономики сложились в развитых передовых странах мира – США, Германии, Великобритании, Франции и Швеции. Эти теории обобщают опыт развития регионов технологически передовых стран мира.

Существуют различные модели роста экономик регионов:

•  неоклассическая теория;

•  модели кумулятивного роста;

•  теория роста за счет конкурентных преимуществ региона.

В основе неоклассической теории лежит открытость региональных экономик и свободная конкуренция между ними. Неоклассическая теория базируется на учете факторов, повышающих производственный потенциал экономической системы. Параметры регионального роста определяются уровнем технологий, величиной инвестиций, количеством и качеством трудовых ресурсов, природными ресурсами. При этом предполагается мобильность ресурсов и сближение цен на факторы производства за счет открытости экономик и конкуренции регионов за ограниченные ресурсы. Развитие национальной экономики трактуется как результат эффективного распределения ресурсов между регионами вследствие свободной конкуренции. Темп роста национальной экономики полагается заданным, и опережающий рост экономики какого-либо региона может иметь место только за счет снижения темпов роста других регионов.

Современная неоклассическая теория (Х. Зиберт, А. Леш) учитывает географические и социальные особенности региона (транспортные особенности, социальную систему в качестве внутреннего детерминанта роста).

Неоклассическая модель роста Зиберта включает следующие ключевые подходы:

•  дифференциация в темпах роста регионов определяется скоростью количественных изменений внутренних детерминантов развития (предложения и качества рабочей силы, темпов прироста инвестиций, частоты использования инноваций);

•  межрегиональные диспропорции изменяются в зависимости от мобильности факторов производства (особенно от миграции ресурсов);

•  унификацию социальных характеристик регионов;

•  оценку вклада каждого детерминанта в темп прироста ВРП.

В целом неоклассические теории предполагают наличие национальных и региональных свободных конкурентных рынков и свободную конкуренцию регионов за ресурсы и доходы. В частности предполагается, что в менее развитых регионах - более низкая заработная плата, соответственно ниже издержки производств, выше прибыли, что обуславливает приток дополнительного капитала и ускоренное развитие региона.

Слабым местом неоклассической теории (в том числе поздних ее вариантов) является недостаточный учет особенностей регионов и исходный посыл об идеальной мобильности ресурсов. Так, например, полностью немобильными являются природные ресурсы. В то же время лучшие трудовые ресурсы, зачастую, вопреки неоклассической теории перетекают в экономически и инфраструктурно развитые и перспективные города и районы, тем самым только усиливая неравенство регионов данной страны. Тем более, что в условиях глобализации мировой экономики конкурентами за инвестиции становятся регионы разных стран мира. Отсюда рост инвестиционных потоков в азиатские «тигры и тигрята», где трудовые ресурсы много дешевле, чем в Европе и других развитых и развивающихся странах, а качество и интенсивность труда выше.

Теория кумулятивного роста ( автор базовой модели Г. Мюрдаль) была изначально создана для стран как территориальных единиц. Г. Мюрдаль показал, что с помощью специализации и эффекта масштаба незначительное преимущество территории со временем может быть многократно приумножено. Перенос ключевых положений этой теории на регио­ны приводит к выводу, что преимущества определенных районов - так называемых точек роста (полюсов, центров роста), обусловливают ускорение развития регионов. В то время как отставание экономически слабых регионов при отсутствии таких центров роста мо­жет еще более усиливаться.

Основным фактором ускоренного промышленного роста региона многие основоположники и авторы теорий роста региональной экономики (А. Вебер, Х. Ричардсон и др.) считали и считают крупные городские агломерации, способствующие снижению производственных издержек.

По мнению X. Ричардсона, именно мегаполисы – скопления городов или отдельные очень крупные города являются "полюсами роста" экономики региона и страны. Именно региональная агломера­ционная экономия издержек производств и стимулирует приток высокопрофессиональных специалистов, ученых, технический про­гресс и рост производительности труда, оказывая сильное воздей­ствие на процессы размещения предприятий и приток внешних инвестиций.

В своей модели роста Ричардсон учел немобильность природных ресурсов и наличие крупных городов, т.е. конкретные особенности регионов. Региональный рост в его модели базируется на внутренних немобильных ресурсах и привлечении мобильных ресурсов из других регионов. Эффект агломерации, способность региона к инновациям и современным технологиям, социально-политические составляющие, создание привлекательного предпринимательского и инвестиционного климата для инвесторов выступают ключевыми элемента­ми регионального роста.

Особого внимания заслуживает теория Дж. Фридмена. На основе анализа опыта развития Дж. Фридмен и его последователи считают, что рост концентрируется в городах. И именно рост экономик крупных городов позволяет развиваться регионам за счет собственных доходов. Дополняют теории роста за счет крупных городов теории неравномерного размещения предприятий, обеспечивающих рост экономики за счет предприятий с высокой добавленной стоимостью.

Дж. Фридман ввел четыре условия формирования центров роста (ядер) в стране:

1) наличие большого числа локальных «спящих» ядер (потенциальных центров роста);

2) пробуждение под внутренним или внешним воздействием одного мощного ядра, формирующего центр роста и оказывающего своим примером и доходами воздействие на мегаполис, регион и страну в целом;

3) пробуждение и развитие еще нескольких ядер, приводящее к образованию полицентрической структуры центров роста;

4) слияние ядер в мощные кластеры и отрасли.

Значительный вклад в теорию полюсов роста и их влияния на периферию внесли Т. Хэгерстранд, который предложил схему "диффу­зии нововведений" на периферию, Дж. Фридман, Ж.-Р. Будвиль 3 и др., развившие идеи диффузии инноваций на периферию.

Согласно модели Будвиля, развитие производства в экономике происходит неравномерно - всегда можно выделить динамичные передовые отрасли. Они являются локомотивами развития всей эконо­мики и представляют собой "полюса развития". Через систему взаи­мосвязей типа "затраты - выпуск" В. Леонтьева эффект роста производства передается на весь регион или страну. Благодаря процессу концентрации производства, передовые отрасли сосредоточиваются в центре роста (определенной территории). Ж.-Р. Будвиль предложил иерархию центров роста:

- мелкие и средние "классические" города, специализирующие­ся на традиционных производствах и обслуживающие прилегающую местность;

- промышленные города среднего размера с диверсифицирован­ной структурой хозяйства, развивающегося за счет внешних инвестиций и трансфертов;

- крупные городские агломерации с развитой и современной структурой хо­зяйства, включающей передовые производства, что определяет потенциальную возможность ав­тономного роста;

- полюсы интеграции, охватывающие несколько городских си­стем и определяющие рост экономики всего региона и страны.

При этом, по Будвилю, автономный рост присущ лишь верхним иерархическим уровням районов роста, тогда как рост низовых территориальных структур определяется механизмами диф­фузии инноваций.

Особое значение на современном этапе имеют институциональные подходы и теории к развитию региональной экономики. Для успешного развития экономики региона необходимо политическое, институциональное и социальное обеспечение, как предпринимательской деятельности, так и самой жизнедеятельности населения региона. Продолжает свое развитие и динамическая теория размещения производств.

Кузнецова О. на базе динамических моделей размещения производств сформулировала следующие выводы:

- иерархически-волновой характер распространения предприя­тий по территории означает, что диспропорции между регионами в течение времени не могут исчезнуть. Всегда будут оставаться передо­вые в экономическом отношении регионы (исходя из этого, региональ­ные диспропорции могут исчезнуть лишь в том случае, если научно- технический прогресс остановится - до тех пор, пока этого не произой­дет, всегда будут появляться центры зарождения нововведений);

3Boudeville J.-R. Problems of Regional Economic Planning. Edinburgh, 1966.

- существуют разные факторы распространения предприятий, и один из них - экономическая политика региональных властей;

- вряд ли можно с уверенностью утверждать, что разрыв между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами будет постоянно увеличиваться, как предполагают сторонники кумулятивных теорий регионального роста, поскольку в реальных условиях капитал перетекает из крупнейших экономических центров в периферийные районы - их отсталость объясняется, скорее, постоянным запаздыванием с при­нятием нововведений различного плана;

- сложившиеся диспропорции в уровнях экономического разви­тия регионов не являются раз и навсегда заданными, поскольку цент­ры роста могут возникать в новых местах, в том числе в прежних периферийных районах.

2.2. Теория конкурентных преимуществ

Особую известность и значение в последнее время приобрела теория конкурентных преимуществ Майкла Портера 4, развивающая теорию размещения, теории полюсов роста, кумулятивные теории и теории диффузии. В основе ее лежат конкуренция и локальные детерминанты технологического прорыва. В российской литературе это направление получило наименование поиска и развития «точек роста экономики». Страна и регионы должны максимально использовать свои производственные, интеллектуальные, технологические, природные или иные преимущества при составлении и реализации программ своего развития.

В центре концепции Портера – «национальный ромб», раскрывающий главные особенности экономики страны или региона. «Национальный ромб» определяет систему детерминантов (определяющих факторов), создающих условия для реализации потенциальных преимуществ страны или региона.

Эти детерминанты следующие.

1. Параметры факторов:

- традиционные - труд, земля, капитал, предпринимательские способности;

- ресурс знаний;

- инфраструктура.

4 Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2003.

Параметры факторов Портер разделил на общие и специализированные (оригинальные и применимые в отдельных отраслях или вообще в одной). И специализированные параметры факторов Портер выделил особо. Специализированные параметры факторов (ноу-хау, высокие уникальные технологии, узкоспециализированные профессионалы, которых нет у конкурентов и др.) обеспечивают длительное преимущество в конкурентной борьбе за рынки сбыта.

Чрезвычайно важны условия для эффективного использования этих факторов. Важна общая долгосрочная позиция страны в факторах производства, таких как наличие национальной системы подготовки и переподготовки квалифицированной рабочей силы, наличие и развитие инфраструктуры, необходимых для конкурентной борьбы в данной отрасли,

2. Стратегия фирм, их структура и соперничество.

Важны существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Т.е. прошли ли фирмы школу внутренних конкурентных рынков? Готовы ли они к жесткой конкурентной борьбе за рынки сбыта? Соответствует ли их менеджмент и маркетинг современным условиям?

3. Параметры спроса. Определяющее значение имеет характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого про­дукта или услуг. Именно на внутреннем рынке должны проходить апробацию новые товары.

4. Родственные и поддерживающие отрасли.

Ответ на эти вопросы лежит в четырех атрибутах страны, атрибутах, которые каждый в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преиму­ществ страны, то пространство, которое каждое государство создает и поддержи­вает для своих отраслей. Для успешного развития высокотехнологичных производств необходимо наличие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Необходимы родственные высокотехнологичные отрасли. Например, космическая отрасль не может развиваться без развития материаловедения, производства особых новых материалов. Производство компьютеров сложно развивать без современных электронных технологий.

Эти факторы обуславливают возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать. Необходимы доступность ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Доступность полной и достоверной информации. Формирование привлекательного инвестиционного климата. Формирование долгосрочных и эффективных для компании и общества целей владельцев, менеджеров и сотрудников компаний. Наличие стимулов для инновационной и предпринимательской деятельности, стимулов для инвестиций.

В том случае, если обстановка внутри страны стимулирует быструю аккумуляцию специализированных активов и практического опы­та, то национальные ком­пании получают конкурентное преимущество. Если в стране созданы условия, которые обеспечивают лучший приток информации и понимание потребностей в опреде­ленном продукте и процессе производства, то национальные или региональные компании так же получают конкурент­ное преимущество. И если обстановка внутри страны вынуждает компа­нии к инновациям и инвестированию, то компании не только получа­ют конкурентное преимущество, но и наращивают с течением времени сущест­вующие преимущества.

2.3. Теории и практика государственного регулирования

экономического развития стран и регионов

Теории государственного регулирования экономического разви­тия регионов (региональной политики) должны давать ответ на вопросы:

- государство должно стимулировать развитие всех регионов без исключения или выборочно?

- экономическое развитие каких именно регионов должно стимулироваться государством и зачем?, т.е. какими должны быть цели и объекты региональной политики?

- есть ли вообще необходимость в государственном регулировании экономического развития регионов или надо положиться на саморегулирование «рукой» рынка?

- какими должны быть методы стимулирования экономическо­го развития регионов?

- какова должна быть региональная политика развивающихся стран, стран с переходными экономиками и стран с догоняющими экономиками?

Ответы на вопросы о необходимости, целях и объектах государственного регулирования экономического развития регионов вытекают из теорий странового и регионального роста и развития и мирового опыта последних лет и десятилетий.

Поскольку важнейший вы­вод неоклассических теорий гласит, что со временем уровни эконо­мического развития регионов выравниваются, сторонники этой научной школы при­шли к выводу о нецелесообразности государственного вмешатель­ства в экономическое развитие регионов. Вместе с тем, они не отрицают необходимости выделения проблемным регионам финансовой помощи на решение социальных вопросов.

Сторонники теорий кумулятивного роста исходят из увеличе­ния или сохранения диспропорций в уровнях эко­номического развития регионов. Поэтому они предлагают проводить ак­тивную региональную политику. Им принадлежит и формулировка важнейшей цели современной региональной политики – снижение различий в уров­нях экономического развития регионов (или выравнивание уровней экономического развития регионов, причем под выравниванием пони­мается не достижение равенства, а сглаживание различий). Отсюда следует, что государство должно стимулировать экономическое раз­витие наиболее отсталых регионов.

Для развитых стран приоритетами являются:

- рост качества жизни;

- стабильный и умеренный рост ВВП;

- развитие фундаментальной и прикладной наук;

- создание новых технологий, новых продуктов, производств и отраслей;

- постоянный рост уровня и качества человеческого капитала;

- низкая инфляция и стабильные цены;

- снижение безработицы;

- социальная защищенность населения;

- сбалансированность внутренней и внешней торговли;

- создание, развитие и совершенствование новейшей инфраструктуры, включая глобальные сети.

В развитых странах основные цели по созданию высокого уровня качества жизни уже сравнительно давно достигнуты. И между ними идет экономическое соревнование за мировое первенство по этим показателям. Главные и постоянные их современные цели – мировое лидерство во всех сферах жизни и дальнейшее повышение качества жизни населения в условиях конкуренции с другими передовыми странами.

Развивающимся странам с догоняющими экономиками приходится ставить иные, более скромные цели, которые уже достигнуты передовыми странами:

- реализация сильной власти, способной реформировать и развивать рыночную экономику;

- политическая и социальная стабильность;

- поддержание высоких темпов роста ВВП (свыше 6-7%);

- повышение уровня человеческого капитала (в первую очередь - качества труда);

- создание привлекательного инвестиционного климата;

- высокие инвестиции относительно ВВП (до 40% ВВП);

- получение доступа к новым технологиям;

- экономическая свобода;

- стабильный рост уровня жизни населения.

Для поддержания высоких темпов экономического роста странам с догоняющими экономиками приходится большую часть национального дохода направлять в инвестиции. Поэтому эти страны временно экономят на социальных и прочих программах, что в стратегическом плане оправдано.

В этих странах инвестиции могут не дать должной отдачи при низком уровне стартового человеческого капитала. Последний определяет саму возможность выхода данной конкретной страны на траекторию устойчивого экономического роста.

Понятно, что здравая экономическая политика и макроскопическая программа под нее для желающей выйти из кризиса страны с переходной экономикой должны основываться на следующих основных постулатах: росте ВВП, создании эффективных и конкурентоспособных производств, высоком уровне и качестве человеческого капитала и экономической свободе.

В настоящее время в развитых странах мира и странах с догоняющими экономиками государство принимает активное участие в повышении качества жизни отсталых регионов. Накопленный в последние десятилетия опыт развития стран с догоняющими экономиками показывает, что эти страны успешно использовали различные модели экономического развития: либеральную (Сингапур, Гонконг), смешанную (Япония, Южная Корея, Тайвань), очаговую, когда либеральная экономика создавалась в основном только в свободных экономических зонах (Китай). И в сущности неэффективной оказалась лишь командная экономика социалистического типа.

Для развивающихся стран особое значение имеет диверсификация экономики.

Остановимся на зарубежном опыте диверсификации. Успешно осуществили диверсификацию структуры эко­номики Япония, Китай, Южная Корея и Индия. При этом Япония решала задачу восстановления промышленности после войны. Ки­тай, Индия и Южная Корея, будучи аграрными странами, - индустриализации.

Выделялись два крайних типа политики в зависимости от этапов разви­тия: 1) активное государственное регулирование 2) либерализация. В частности, в Китае с 1978 г. проводились политика создания очагов либеральной капиталистической экономики, либерализация режима, политика децентрализации эко­номического управления, снижалась роль системы государственного плани­рования, снижалась роль в экономике государственного сектора, привлекались иностранные инвестиции.

Во всех странах при диверсификации структуры экономики государством осуществлялся выбор приоритетных отраслей, в которые и направля­лись инвестиции. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льго­ты. Состав приоритетных отраслей со временем менялся. В Японии вначале приоритетными отраслями были металлургия и угольная промышленность, в конце 1950-х годов - автомобильная промышленность.

В Китае на начальном этапе реформ приоритетными отраслями были признаны сельское хозяйство, пище­вая промышленность и другие отрасли, производящие предметы потребления, затем - машиностроение, производство строительных материалов, автомобильная и химическая промышленность. Во второй половине 1990-х годов приоритетными от­раслями стали производство микросхем, персональных компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов.

2.4. Человеческий капитал, инвестиции и рост экономики

Под человеческим капиталом (ЧК) (или интеллектуальным капиталом) понимают образование, традиции (менталитет), культуру основной массы населения, труд (его качество), профессионализм, предпринимательскую способность, уровень менеджмента, здоровье населения (средняя продолжительность жизни), степень свободы перемещения труда. Т.е. человеческий капитал – это все то, что связано в экономике непосредственно с человеком и его возможностями проявить свои способности, включая творческие, предпринимательские и управленческие. Подчеркнем, что базой ЧК является глубинная культура народа и образование.

В соответствии с современными экономическими теориями роста необходимыми экономическими ресурсами и факторами роста экономики являются инвестиции, человеческий капитал, классический труд, «земля», достижения НТП, а также другие факторы роста, зависящие от эффективности государства как такового.

Но даже инвестиции сами по себе являются лишь необходимым фактором роста экономики, но, отнюдь, не достаточным. В 1991-92 гг. инвестиции в СССР достигали 35% ВВП, а прирост ВВП оказался отрицательным. Это является конкретным примером истощения действия экстенсивных факторов роста и неготовности экономики к развитию за счет интенсивных факторов, включая человеческий капитал.

Американский экономист Эдвард Денисон (до него внесли вклад в эту проблему Роберт Солоу, Джон Кендрик и др.) разработал классификацию факторов экономического роста. Из 23 выбранных им факторов 4 относятся к труду, 4 – к капиталу, 1 – земля, 14 характеризуют вклад НТП. По мнению Денисона, экономический рост определяется не столько количеством затраченных факторов, сколько их качеством и ростом этого качества. На первое место Денисон поставил качество рабочей силы. Из анализа экономического роста США за 1929-82 гг. Денисон сделал вывод, что определяющим фактором роста выпуска на одного работающего (производительности труда) является образование.

Лауреат Нобелевской премии Саймон Кузнец из всех важнейших факторов роста на первое место также поставил человеческий капитал.

Новые и новейшие технологии мертвы без профессионалов, способных ими управлять и совершенствовать. Именно высокопрофессиональные специалисты являются решающим звеном в новой экономике, в процессах глобализации мировой экономики, определяют преимущества передовых стран мира. Недаром США и другие развитые страны охотно привлекают таланты со всего мира, не жалея на это средств.

Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости ЧК разных стран. Человеческий капитал слаборазвитой страны и передовой страны имеет весьма разную производительность на единицу капитала.

Аналитики Всемирного банка оценивают стоимость ЧК следующим образом. При заданной норме доходности совокупного национального богатства вычисляется его стоимость. Затем из полученной величины вычитается стоимость земли, полезных ископаемых, лесных и морских ресурсов, производственный капитал и другие активы. В результате остается стоимость человеческого капитала.

Рассчитанная по этой методике стоимость ЧК составляет даже в бедных странах около половины национального богатства, а в развитых странах - около ¾. Причем на национальном уровне возникают сильные синергетические эффекты: в инновационном и технологическом венчурном бизнесах. Чем выше концентрация высококвалифицированных специалистов, тем выше отдача каждого из них. Еще более значительны синергетические эффекты в области научных исследований.

Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста человеческого капитала, включая образование, в средние века. В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай (и Индию) по душевому ВВП и вдвое по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стали главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.

Особенно показательно влияние человеческого капитала на рост экономики на примере Японии. В стране Восходящего Солнца, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень человеческого капитала, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5.4 года, (в Италии – 4.8 года, в США – 8.3 года), а средняя продолжительность жизни – 51 год (примерно, как и в Европе, и США). В России эти показатели были равны: 1-1,2 года и 33-35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового человеческого капитала оказалась готовой в XX-м столетии совершить технологический рывок и войти в число передовых стран мира.

Человеческий капитал является самостоятельным экономическим ресурсом, собственно фундаментом роста ВВП в сочетании с НТП в современных условиях. Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него и существование значительного временного лага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В развитых странах мира в конце 1990-х годов в человеческий капитал вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал - только около 30% (табл. 2.4.1). Причем основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.

Таблица 2.4.1. Изменение структуры совокупного капитала в странах Запада и Японии

Год

1800 г.

1860 г.

1913 г.

1950 г.

1973 г.

1997/98

Физический капитал, %

78-80

77-79

67-69

52-53

43-44

31-33

Человеческий капитал

20-22

21-23

31-33

47-48

56-57

67-69

При низком уровне человеческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи. Сравнительно быстрые успехи финнов, ирландцев, японцев, китайцев (Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай и др.), корейцев, новых европейских развитых стран (Греция, Испания, Португалия) подтверждают вывод о том, что фундаментом для формирования человеческого капитала является высокая культура основной массы населения этих стран.

Противоположным примером являются страны Центральной Африки и исламские страны.

Человеческий потенциал, который и определяет в основном уровень и отдачу человеческого капитала, оценивают по трем параметрам: ВВП на душу населения по ППС, продолжительности жизни и грамотности взрослого населения. В табл. 2.4.2 приведены данные экспертов ООН за 2003г.

Таблица 2.4.2. Индекс развития человеческого потенциала некоторых стран

Страна

ВВП на душу населения по ППС (тыс. дол.)

Продолжительность жизни, лет

Грамотность взрослого населения, %

1

Норвегия

29, 62

78.7

99.0

2

Исландия

29.99

79.6

99.0

3

Швеция

24.18

79.9

99.0

4

Австралия

25.37

79.0

99.0

5

Нидерланды

27.19

78.2

99.0

7

США

34.32

76.9

99.0

63

Россия

7.1

66.6

99.6

65

Бразилия

7.36

67.8

87.3

96

Турция

5.89

70.1

85.5

104

Китай

4.02

70.6

85.8

127

Индия

2.84

63.3

58.0

Ист.: Власова О. Человеческий потенциал // Эксперт. - № 46, 2003. – С.: 93.

Основным параметром, который снижает индекс развития человеческого капитала России - низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения - индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса - предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда.

Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в России быстро деградирует. Этому способствует жизнь за счет распродаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет населения и его извечный патернализм.

Эти выводы, однако, слишком предвзяты и категоричны. На самом деле в России все не так уж плохо с человеческим капиталом. Подобные выводы и суждения быстро устаревают и относятся, скорее, к 1990-м годам. В настоящее время в России сосуществуют две экономики, две культуры, да типа образования и два слоя людей с противоположным отношением к жизни, труду, предпринимательству, менеджменту, рынку, науке и культуре. Первая часть российского общества – это люди, живущие прошлым, живущие ностальгией по временам СССР, не принявшие изменений в экономике и обществе и не желающие меняться. Это в основном пожилые люди, неудачники, наркоманы. В то же время молодые и зрелые люди, сумевшие найти свое место в рыночной экономике, создают новую экономику страны, получают современное образование, стремятся заработать деньги и комфортно устроить свою жизнь. Недаром число студентов в России удвоилось, особенно по экономическим специальностям.

В составе стартового человеческого капитала России при переходе к рынку отсутствовала такая решающая составляющая человеческого капитала как предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого невозможно функционирование рыночной экономики. Не было в России и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неквалифицированные управленцы, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и др.

В том числе и отсюда проистекают неудачи реформ. Хотя их причин – множество. Но время постепенно выдвигает новых управленцев, готовит грамотных экономистов и квалифицированных топ-менеджеров.

Важнейшей составляющей человеческого капитала является труд, в частности, его качество и интенсивность. И тут на фоне бесконечного празднования многочисленных советских, новых российских, а также религиозных праздников интересными представляются тенденции роста производительности труда и изменений продолжительности рабочего года в странах с различным уровнем развития.

Первое место в мире по интенсивности труда - у США. В 1996 г. США обошли Японию (второе место) по прибавленному за год ВВП в пересчете на одного работника. В США среди развитых стран - одна из

самых длительных продолжительность рабочего года (к ним по этому показателю близки англо-саксонские страны и Япония). В 1980 г. типичный рабочий США работал 1883 часа (за год), в 1997 г. - 1966 часа в году. В 2002 г. средний американец произвел товаров и услуг на 60,7 тыс. долларов, а средний европеец – на 43,6 тыс. долларов. Достиг этого американец за счет более продолжительного рабочего года (1815 часов). У французов – 1545, немцев – 1444, шведов – 1581, норвежцев – 1342. При этом производительность труда в 2002 г. в странах Евросоюза была выше, чем в США. Средний американец произвел за час в 2002 г. товаров и услуг на 32 дол., француз – на 35 дол., норвежец – на 38 дол. (данные Международной организации труда, ILO) (табл. 2.4.3).

В Европе, в отличие от США, значительно быстрее уменьшают рабочую неделю, но одновременно повышают производительность труда. В Ирландии, имевшей в 1990-х годах самые высокие темпы роста ВВП в Европе, за 16 лет количество рабочих дней снизилось с 1728 до 1656. Такое же количество рабочих дней в году в Дании, Голландии, Швейцарии.

Немцы, ввиду того, что Германия в последние годы испытывает стагнацию экономики, решили перейти в ряде ведущих отраслей (металлургия, электропромышленность) с 35 рабочих часов в неделю на 40.

В России в 2003 г. ВВП составил 13100 млрд. руб. или при курсе 28,5 руб. за дол. - 460 млрд. дол. Количество рабочих часов – 2009 (праздничных - 11 дней). Средний россиянин (число россиян, живущих на трудовые доходы – 63 млн. чел. [данные Госкомстата]) выработал товаров и услуг за год на 7301,6 дол. Или на 3,63 доллара в час без учета теневой экономики. С учетом теневой экономики (коэффициент 1,5) – на 5,5 доллара (оценки автора).

Таблица 2.4.3. Интенсивность труда в разных странах

Работают часов в год

Производительность труда на одного работающего, тыс. долл.

Американец

1820

60,7

Француз

1550

52,5

Англичанин

1710

45,0

Японец

1800

43,5

Немец

1460

42,5

Россиянин

1740 (2000г.)

11,1 (2001г.)

Источник: Международная организация труда (МОТ)

Самый продолжительный рабочий год - в Восточной Азии. В Китае, Бангладеш, Шри-Ланка, Малайзии, Сингапуре, Таиланде работают до 2200 часов в год. Рекорд здесь у Южной Кореи – 2477 часов в 2002 году. И, как известно, у этих стран и самые высокие темпы прироста ВВП в мире. Работают очень много – отсюда и экономические успехи.

Заметно меньше работают в Латинской Америке - 1800-1000 часов в год. И производительность труда в этом регионе растет медленно. И экономические достижения уступают восточно-азиатским.

Как видим, в США, в признанном лидере мировой экономики, стабильный рост ВВП поддерживается как ростом производительности труда, так и увеличением длительности рабочего года. Именно трудоголики обеспечивают США высокие темпы прироста ВВП и мировое лидерство в экономике.

В России рабочий год далеко не самый длительный по продолжительности. Он сравним с американским и уступает среднеазиатскому. Однако производительность труда у нас гораздо ниже (в 6-7 раз). Кроме того, существенное влияние на интенсивность труда в России оказывают религиозные праздники, которые фактически укорачивают трудовой год россиян.

Таблица 2.4.4. Помесячные изменения ВВП и объема промышленной продукции.

10.99 г.

11.99

12.99

01.00

02.00

03.00

ВВП, млрд. р.

419.08

451.0

460.0

379.8

410.7

415.8

Объем пром. продукции, млрд. р.

294.0

312.0

358.0

332.0

351.0

387.0

Источник: Госкомстат.

К чему приводит в российской экономике длительное празднование, можно проследить по месячному изменению ВВП (табл. 2.4.4.). В январе (больше всего разнообразных праздников от Нового до старого Нового года) 2000 г. месячный ВВП упал на 17,5% по сравнению с предыдущим месяцем.

Соответственно производительности труда он и оплачивается: датчанин получал в 2003 году 27,9 евро за час (1 место в мире из 46 стран Европы), немец – 15,5 евро (5), англичанин – 15.2 евро (9), француз – 14.8 евро (14), россиянин – 0,9 евро (40), молдаванин – 0,32 евро (46).

СОДЕРЖАНИЕ :

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

3

1.1. Понятие региона и региональной политики

3

1.2 Задачи финансовой политики РФ на современном этапе (среднесрочная программа на 03-05 гг.)

4

1.2.1. Макроэкономические условия повышения эффективности экономики РФ

4

1.2.2. Денежно-кредитная политика

6

1.2.3. Налоговая политика

6

1.2.4. Бюджетная политика

7

1.3  Цели и задачи региональной экономической и финансовой политики

8

1.4  Структура финансов региона и их роль в финансовой системе общества

12

1.5  Органы управления финансовой системой страны; краткая характеристика

14

2. ТЕОРИИ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

16

2.1. Классические теории роста и развития регионов

16

2.2. Теория конкурентных преимуществ

21

2.3. Теории и практика государственного регулирования экономического развития стран и регионов

23

2.4. Человеческий капитал, инвестиции и рост экономики

26

3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РФ

33

3.1. Цели и задачи федеральной и региональной экономической политики

33

3.2. Усиление процесса межрегиональной интеграции

34

3.3. Снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов

34

3.4. Обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала по всей территории РФ

35

3.5. Законодательное определение условий предоставления государственной помощи; обеспечение равных конкурентных условий в конкурентной среде

35

3.6. Создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала

36

3.7. Совершенствование федеративных экономических отношений

36

4  ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ

37

4.1. Инвестиционная привлекательность

37

4.2. Градация регионов РФ по основным показателям и признакам

42

4.2.1. Общие сведения и понятия

42

4.2.2. Валовой региональный продукт на душу населения

42

4.2.3. Градация регионов по типу экономик (сырьевая,индустриальная, постиндустриальная)

47

4.2.4. Градация регионов по уровню развития человеческого потенциала и человеческого капитала

48

4.2.5. Политические региональные риски

51

4.2.6. Финансовый потенциал

52

4.2.7. Торговый потенциал

53

4.2.8. Инвестиционная политика региона

55

4.2.9. Налоговая политика региона и его инвестиционная привлекательность

57

5. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

58

5.1. Межбюджетные отношения в федеративном государстве

58

5.2. Бюджетная система РФ и базовые принципы современных межбюджетных отношений

61

5.3. Эволюция бюджетных отношений в 1992-2001 годах

66

5.4. Среднесрочная программа развития межбюджетных отношений

69

5.4.1. Основные задачи программы развития бюджетного федерализма

69

5.4.2. Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ

69

5.4.3. Разграничение расходных полномочий

72

5.4.4. Разграничение налоговых полномочий и доходных источников

73

5.4.5. Финансовая помощь бюджетам других уровней

74

5.4.6. Управление финансами на региональном и местном уровнях

75

5.4.7. Бюджетирование, ориентированное на результат

76

5.4.8. Региональная бюджетная политика

76

6. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ (КРАТКОСРОЧНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА)

79

6.1. Бюджет субъекта РФ

79

6.2. Бюджеты Воронежской области

85

6.3. Анализ неналоговых источников доходной части субъекта РФ на примере бюджета Воронежской области

90

7. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

93

7.1. Бюджеты муниципальных образований

93

7.2. Муниципальное образование г. Воронежа и его бюджет

94

7.3. Бюджеты поселений и районов городов –муниципальных образований

102

8. НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ФЦ – ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛ. – г. ВОРОНЕЖ

104

9. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

107

9.1. Региональный финансовый рынок: общие понятия

107

9.2. Банковские сектора экономики регионов

109

9.2.1. Современные тенденции региональной политики в банковской сфере

109

9.2.2. Банковские сектора экономически сильных субъектов РФ

111

9.2.3. Банковские сектора субъектов РФ Центрального Черноземья

112

9.2.4. Банковский сектор экономики Воронежской обл.

113

9.3. Региональная политика на рынках ценных бумаг

118

9.3.1. Основные понятия

118

9.3.2. Региональные рынки ценных бумаг РФ

120

9.3.3. Профессиональные участники региональных рынков ценных бумаг

122

9.3.4. Ценные бумаги региональных рынков ценных бумаг

123

9.3.5. Региональная политика на рынке ценных бумаг

126

9.3.6. Основные участники и инфраструктура РЦБ Воронежской области

130

9.4. Региональные страховые рынки

134

9.4.1. Общие сведения и понятия

134

9.4.2. «Росгосстрах» и «Ингосстрах»

139

9.4.3. Региональные страховые рынки

148

9.4.4. Территориальные государственные внебюджетные фонды

149

10. ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

153

10.1. Стратегии развития промышленности региона и долгосрочная финансовая политика

153

10.2. Инновационная политика в регионе

156

10.2.1. Инновационная политика РФ

156

10.2.2. Региональная инновационная политика

157

10.2.3. Создание и финансирование венчурного технологического бизнеса

161

10.2.4. Финансовая поддержка развития малого бизнеса

162

10.2.5. Финансирование и развитие агропромышленного комплекса

164

10.2.6. Развитие жилищно-коммунального хозяйства регионов (ЖКХ)

165

11. СОЦИАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

167

11.1. Базовые принципы социальной политики

167

11.2. Развитие системы образования Воронежской области

168

11.3. Развитие систем здравоохранения регионов

169

11.4. Обеспечение безопасности граждан регионов

170

11.5. Развитие местного самоуправления

171

12. ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ И ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ

172

13. КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ

177

Список использованной литературы

182

СОДЕРЖАНИЕ

183


ООО «ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ» (ЦИРЭ)

Адрес: 394050, Воронеж, ул. Степанова, 117/1.

Подписано к печати 30.08.09. Бумага для офисной техники.

Компьютерная техника. Формат 60х84/16.

Усл. печ. л. 11,75. Тираж 100 экз. Заказ 05-13.

Яндекс цитирования Rambler's Top100